Главная | Мой профиль | Выход | RSS                                                   Суббота, 27.04.2024, 22:16

ДЕТИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Меню сайта
Каталог файлов
Статьи автора [6]
В этом разделе представлены статьи и рабочие материалы специалиста по психологии раннего развития Льюис Г.Н.
ПСИХОЛОГИЯ [9]
В этом разделе представлены статьи и рабочие материалы по психологии
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Почитать-посмотреть!

Главная » Файлы » Психология » Статьи автора

Организация развития дошкольника
[ ] 21.04.2009, 18:05


   Особенностью детского возраста является характерное разделение его на отдельные периоды, каждому из которых соответствуют свои особенности (ведущий вид деятельности, психические новообразования, развитие познавательных процессов и т.д.). Растущий детский организм, растущий детский мозг, созревание которого еще не закончено, требуют пристального внимания психологов и педагогов. Особо хочется выделить дошкольный период развития, который определяет становление готовности к школьному обучению и формирование основных структур личности.
   Такие специфические для дошкольного возраста новообразования, как синтетические формы восприятия пространства и времени, творческого воображения и т.д. могут складываться весьма различно в зависимости от условий жизни и воспитания ребенка [5;6]. При стихийном, неорганизованном формировании наглядно-образного мышления оно неизбежно приобретает те черты эгоцентризма, синкретизма, алогизма, которые описаны Ж. Пиаже. Однако при систематической ориентировке ребенка на существенные признаки той или иной сферы действительности, при соответствующем обогащении содержания его игровой и практической деятельности мышление дошкольника приобретает качественно новые черты [5].
   Организация коллективной жизни и деятельности маленького ребенка, побуждающей его сотрудничать с другими, приводит к тому, что эмоции и стремления дошкольника, сохраняя свою детскую непосредственность, приобретают новый смысл, перерастая в сочувствие другим людям, что особенно влияет на формирование более поздних черт личности [1].
   Для обеспечения гармоничного развития всех процессов необходимо создать оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, путем широкого развертывания и обогащения содержания детских форм игровой, практической и изобретательской деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослыми [4].
   Грамотно организованная игровая и учебная деятельность способствует его разностороннему развитию, не нагружает маленький организм, позволяя ему сохранять время и энергию на свободное использование времени и личное пространство. 
   Сопровождение детского психолога на всех этапах раннего развития позволяет целенаправленно обогатить опыт, деятельность ребенка, способствует формированию счастливой, здоровой, полноценной, гармонично развитой личности [2]. 
   Для разностороннего развития детей дошкольного возраста нами был разработан воспитательно-развивающий проект «Дети Нового времени», в рамках которого действуют две программы: программа интеллектуального развития «Ступеньки» и программа творческого развития «Акварелька».
   Определяя содержание развивающих занятий, мы основывались:
- на необходимости целенаправленного формирования психологических новообразований дошкольного возраста;
- на необходимости формирования психологической готовности детей к школьному обучению;
- на анализе психологических причин трудностей, которые дети раннего школьного возраста испытывают при усвоении учебного материала 
   Исходя из этого, содержанием развивающей программы явилось развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления); формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение действовать по образцу, умение выполнять инструкцию и проявлять инициативу в деятельности); формирование внутреннего плана действий; развитие произвольности и рефлексии собственной деятельности [5; 18-19].
   В рамках программы интеллектуального развития «Ступеньки» малыши знакомятся с основами логики, осваивают элементы математического счета, в игровой форме постигают основы устройства окружающего мира. Особое внимание уделяется развитию памяти, правильной речи, творческого мышления и самостоятельности ребенка в решении поставленных задач. 
   Программа творческого развития «Акварелька» позволяет более детально развивать художественные, эстетические способности малыша, а также нестандартность, свободу мышления, внимательное и бережное отношение к окружающему миру, природе, животным, близким людям. Для осуществления своих творческих проектов дети могут использовать различные выразительные средства – лепку из глины, пластилина, скульптурной пасты; рисование гуашью, акварелью, акрилом, мелом; использование природного поделочного материала (береста, листья и шишки деревьев и т.д.). Творческая деятельность руками значительно развивает мелкую моторику, способствует развитию структур головного мозга, интеллекта и творческого мышления.
   Воспитание – «питание» тем, что имеешь сам. Дети тонко чувствуют настроение и внутренний мотив общения взрослого. Поэтому важным для нас является внутренняя Красота самого педагога (психолога), его умение заинтересовать преподаваемыми знаниями, Чистота помыслов и хорошее расположение духа. Занятия никогда не проводились при плохом самочувствии педагога или самого ребенка. 
   Основными принципами, на которые мы опираемся в своей работе с детьми, являются: принцип Со-Творчества – который включает в себя уважение свободы Личности ребенка, свободное планирование занятия с учетом настроения и интересов детей, возможность самостоятельного исследования окружающего мира («творческие проекты»), познание информации вместе с педагогом.

   Индивидуальные и групповые занятия по данным программам успешно проводятся с мая 2006 года по настоящее время. В ходе работы отмечено активное включение детей в процессе занятия, стремление ребенка к выполнению сложного задания самостоятельно, радость и удовлетворение при нахождении правильного ответа. Получены положительные отзывы родителей. Диагностическое обследование выявило снижение уровня ситуативной тревожности, повышение уровня самооценки детей, существенное развитие внимания, творческого мышления, воображения и памяти. 

   Льюис Гульфия Наильевна, Ульяновск, 2009


                                                 Библиографический список
 1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб.: Речь, 2008. – 283с.
 2. Бардиер Г. Л. Почему психолог похож на кота? Тонкости
психологической помощи детям: Научно-популярное издание. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Генезис, 2002. – 112 с.
  3. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 144 с. 
  4. Кожохина С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства. – СПб.: Речь, 2006. – 216 с.
  5. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.





Категория: Статьи автора | Добавил: Гульфия-Льюис
Просмотров: 809 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Добро пожаловать!
Добрый совет!
Наши партнеры
  • Экологически чистые товары для дома и косметика

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz