Главная | Мой профиль | Выход | RSS                                                   Воскресенье, 28.04.2024, 12:49

ДЕТИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Меню сайта
Каталог файлов
Статьи автора [6]
В этом разделе представлены статьи и рабочие материалы специалиста по психологии раннего развития Льюис Г.Н.
ПСИХОЛОГИЯ [9]
В этом разделе представлены статьи и рабочие материалы по психологии
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Почитать-посмотреть!

Главная » Файлы » Психология » Статьи автора

Диагностическая деятельность психолога в Новом Времени
[ ] 21.04.2009, 21:07
   Диагностическая деятельность - одно из наиболее распространенных и разработанных направлений деятельности психолога в отечественной науке. Именно это направление дало начало практической деятельности психологов системы образования. На рубеже XIX-XX веков историческими работами А.Бине и Т.Симона были предприняты попытки создания диагностических средств с целью дифференциации здоровых, но социально и педагогически запущенных детей, от детей с аномалиями развития [5]. Появление тестовой оценки интеллектуального развития способствовало зарождению и проникновению тестирования как метода психологического обследования в образовательные учреждения всего мира с последующим распространением на сферу общих и специальных способностей, достижений, эмоционально-личностных особенностей и т.д.
   В диагностической работе психолога в дошкольных и школьных учреждениях принято выделять несколько задач:
- составление социально-психологического портрета дошкольника/школьника;
- определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
- выбор средств и форм психологического сопровождения детей в соответствии с присущими им особенностями.
   Личность каждого ребенка является уникальной. При совместном обучении в образовательном учреждении можно встретить детей с разным уровнем развития – детей одаренных, увлекающихся и еще не раскрывших свои способности. В связи с этим в своей работе психолог все чаще сталкивается с проблемой определения нормы того или иного психического свойства, состояния, процесса, а также выбора адекватного диагностического инструментария. 
   В Новом Времени выбор средств психологического обследования видится иначе, чем в прежние годы [3]. В ходе практической и аналитической деятельности, сотрудничества с детьми выявилась недостаточность некоторых методов и методик исследования без учета комплексного наблюдения и общения с ребенком.
   Так, для диагностики интеллектуальных и личностных особенностей ребенка необходим не только тщательно подобранный и верифицированный в соответствии с целями диагностический материал, но и исследование во временном контексте – в динамике – с учетом внутриличностных, внутрисемейных особенностей ситуации обследования. Для проведения корректного психологического обследования и получения достоверной информации необходим учет психологического климата, семейной культуры и особенностей воспитания и развития ребенка. Важным является и учет ситуации рождения ребенка (особенности перинатальной психологии) и его здоровья (в данном случае материал собирается со слов матери с использованием медицинских карт). Особенно значимыми эти данные являются для специалистов дошкольного воспитательного учреждения. 
   Одним из наиболее ценных диагностических методов является наблюдение за ребенком в ходе развивающей и досуговой деятельности, а также доверительное общение в ходе занятий [1]. Особенности реагирования, поведения, личностные характеристики и другой материал фиксируется с разрешения самого ребенка или после проведения обследования. Использование тестовых и других методик не должно вызывать дискомфорт у малыша, оно должно быть оформлено в виде ненавязчивой игровой деятельности, проводится в удобное время, в приятной домашней обстановке (или в условиях комфортной обстановки учебного учреждения) и поощряться знаками внимания со стороны взрослого. 
   Полученная в ходе комплексного обследования информация оценивается психологом, выявляются уникальные особенности ребенка, которые помогают ему в познании (особенности памяти, восприятия, внимания, мышления), заложенные природой творческие способности; исследуются задачи и темп индивидуального развития (в традиционной психологии называемых «проблемами» и «аномалиями») с целью адекватной индивидуальной коррекции воспитательной программы и формулирования рекомендаций для родителей.
   В настоящее время накоплен опыт использования новых принципов диагностики как ориентирующего средства в индивидуальной и групповой работе с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет в рамках авторской воспитательно-развивающей программы «Дети Нового Времени», реализуемой на базе Центра Преображения личности «Со-Знание», (г.Ульяновск). 
    В период с мая 2006 по сентябрь 2008 года проводились групповые и индивидуальные развивающие занятия с детьми. Для промежуточной оценки уровня и динамики развития детей были использованы методики исследования когнитивных процессов (мышления, внимания, памяти), личностной сферы (самооценки), мотивации и готовности к школьному обучению, эмоциональной сферы (уровня тревожности), а также наблюдение. Обследование проводилось в домашних условиях и осуществлялось в виде игры, неформального общения с ребенком. 
   Для сравнения был использован диагностический материал, полученный в ходе процедуры обследования детей дошкольного возраста 6-7 лет, проведенный в обычном логопедическом ДОУ г. Ульяновска. 
Дети, с которыми проводилось психологическое обследование в условиях дома, вели себя более естественно, их реакции были непосредственны, утомление наблюдалось позже, настроение и общее самочувствие оставалось хорошим после проведения всех исследований. В таких условиях возможно получить более достоверные результаты диагностического обследования, не подвергая ребенка неоправданному стрессу, защищая его интересы и личную свободу, а значит и более точно определить направление развивающей работы.
   Развитие каждого ребенка уникально. У каждого свой Путь. То, что может считаться нормой (возрастной, среднестатической) для одной личности не всегда является адекватным для другой. Успешное развитие и становление ребенка как личности имеет свою индивидуальную структуру и проявление во времени. Поэтому столь важным видится умение специалиста построить доверительные отношения с каждым ребенком, уважать его как Личность, правильно оценить выявленные особенности и сформулировать индивидуальную программу психологического развития ребенка.

Льюис Гульфия Наильевна, Ульяновск, 2009

                                                       Библиографический список
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб.: Речь, 2008. – 283с.
2. Бардиер Г. Л. Почему психолог похож на кота? Тонкости психологической помощи детям: Научно-популярное издание. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Генезис, 2002. – 112 с.
3. Ибадов Яшар. Медико-педагого-психологические тесты. – Севастополь: АЛЬ-ПСИ, 2008.- 44с.
4. Ибадов Яшар. Психография как метод всестороннего развития новой личности. Тюмень: ИСТИНА, , 2007. - 280 с.
5. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова ,Т.В. Эксакусто. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 442 с. – (Справочник).




Категория: Статьи автора | Добавил: Гульфия-Льюис
Просмотров: 1549 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Добро пожаловать!
Добрый совет!
Наши партнеры
  • Экологически чистые товары для дома и косметика

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz