Главная | Мой профиль | Выход | RSS                                                   Воскресенье, 28.04.2024, 18:58

ДЕТИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Меню сайта
Каталог файлов
Статьи автора [6]
В этом разделе представлены статьи и рабочие материалы специалиста по психологии раннего развития Льюис Г.Н.
ПСИХОЛОГИЯ [9]
В этом разделе представлены статьи и рабочие материалы по психологии
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Почитать-посмотреть!

Главная » Файлы » Психология » Статьи автора

Эйдетика как новое направление в психологии
[ ] 26.04.2009, 21:29

  В современном мире творческое обучение и развитие детей, исследование специфических способностей личности обретает все большую актуальность. Одним из новых направлений в психологии является изучение феномена эйдетизма. 
  Эйдос (греч. eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие эйдос использовалось для обозначения внешней структуры: вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты).
  В настоящее время эйдетикой называют учение о субъективных наглядных образах, наблюдающихся у детей и подростков в определенной фазе их развития, а также сохраняющиеся иногда, большей частью в виде исключения, и у взрослых. Самый факт наличия подобных субъективных наглядных образов описал в 1907 году Урбанчич. Однако, он не сумел разглядеть широкого теоретического значения этого факта, не смог даже сколько-нибудь полно и основательно изучить его. 
  Это было сделано школой Эриха Иенша в Марбурге в Германии, на протяжении 20–40-х гг. XX в., главным образом, в последние двенадцать лет. Здесь сложилось и оформилось самое это психологическое учение, предметом изучения которого была эйдетическая способность — особый вид образной памяти человека., которое сейчас широко распространилось по всему миру, порождая повсюду исследования эйдетических феноменов, проверку фактических данных Иенша и его школы, обсуждение его теоретических построений и объяснений. 
  В СССР в 20–30-е гг. вопросами эйдетики занимались П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Л. Загоровский, М.П. Кононова, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, И.В. Страхов, Б.М. Теплов, Г.С. Фейман и другие. Однако затем в силу ряда обстоятельств (вырождение эйдетики в Германии в «интеграционную типологию» — расистскую, ненаучную теорию, запрет в СССР в 1936 г. педологии, Великая Отечественная война) эйдетические исследования в нашей стране были полностью свернуты.
  Эйдетиками (от греческого слова эйдон - вижу или эйдос - образ, картина, идея) называют людей, обладающих способностью вызывать эти наглядные образы. Сущность этого основного эйдетического феномена или эйдетизма заключается в том, что человек, обнаруживающий его, обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед тем находился перед его глазами. До сих пор психологии были известны две основные формы образов памяти. Это, во-первых, так называемые последовательные образы, хорошо изученные в психофизиологии и доступные наблюдению всякого, так как они представляют всеобщее явление, которое у всякого может быть вызвано. Если фиксировать глазом какую-нибудь цветную фигуру, например крест, квадрат и т. п., и затем перевести взгляд на белую или серую поверхность, мы увидим ту же самую фигуру только в дополнительном цвете. Так, если основная фигура была красного цвета, то ее последовательный образ будет зеленым и т. д. 
С другой стороны, психологи хорошо знали образы представления, которые и являются основой нашей памяти в обычном и самом популярном смысле этого слова. Когда мы говорим, что мы представляем в уме тот или иной предмет, мы имеем в виду не то, что перед нашими глазами, в буквальном смысле этого слова встает образ этого предмета, так что мы можем пальцем указать, где он находится, каковы его очертания и т. д. Это - следовые раздражения, которые то более ярко, то более смутно возобновляются в нашем мозгу, но которые существенно отличаются от последовательных образов. 
  Между этими двумя формами образов памяти вдвигаются, благодаря новым открытиям, эйдетические образы, или наглядные образы. Они занимают как бы среднее место между последовательными образами и между образами представлений, приближаясь у отдельных лиц то к одним, то к другим. Открытие этой промежуточной формы памяти и составляет фактическую основу нового учения. 
    Надо сказать, что этот феномен встречается не у всех детей в совершенно одинаковой форме. Он обнаруживает различные ступени своего развития и различные степени яркости. Э. Иенш различает 5 таких ступеней развития эйдетизма. С одной стороны, оказывается, что процент детей-эйдетиков колеблется в зависимости от того, включаются ли в число этих случаев и дети с менее яркой степенью этого явления. С другой стороны, как это мы увидим ниже, самый этот феномен обнаруживает прямую зависимость от внутренней секреции, которая не только варьирует в зависимости от конституции, от индивидуальности, от возраста, расы, но и обнаруживает вариацию в зависимости от местности, от географических условий.
До 1933 г., т.е. в донацистский период, в эйдетике рассматривались такие проблемы, как сущность эйдетизма, его место в общей системе психических явлений — связь с ощущениями и восприятием, различными видами памяти, мышлением, понятиями, представлениями. Изучались биологические и социальные причины и детерминанты эйдетической способности (eidetische Anlage), т.е. ее зависимость от возраста, пола, среды — географической, физической, химической (состав пищи, воды), социальной (особенности обучения, воспитания) и, соответственно, проводился поиск возможностей влияния на эйдетическую способность с целью управления ее развитием.
  Вплоть до 1933 г. работы Э. Йенша, его идеи, методики и результаты признавались научным сообществом дискуссионными, но в целом заслуживающими внимания, содержащими оригинальные методы исследования и интересный эмпирический материал. В статье немецкой исследовательницы Л. Ланге подчеркивается, что до 1933 г. Э. Йенш был «научно признанным психологом» и его публикации не содержали нацистских идей, однако после прихода нацистов к власти Э. Йенш «опубликовал много работ с нацистским идейным содержанием». «Интеграционная типология» Э. Йенша фактически стала составной частью нацистского учения о расах. Л. Ланге прямо пишет о том, что «о Йенше и Кро известно, что они были нацистами». Содержательно работы Э. Йенша и его учеников были направлены на связь экспериментальной психологии восприятия и психологии личности (типологии). Марбургская психологическая школа прекратила свое существование вместе с поражением нацизма во второй мировой войне.
  В нашей стране в течение примерно десяти лет, с середины 20х до середины 30-х гг., отечественные ученые (психологи, педологи, психиатры) с большим интересом и вниманием изучали эйдетические идеи марбургской психологической школы. Наиболее крупными специалистами в вопросах эйдетики были П.П. Блонский, Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Однако затем в силу ряда обстоятельств (вырождение эйдетики в Германии в расистскую, ненаучную теорию, запрет в СССР в 1936 г. педологии, Великая Отечественная война) эйдетические исследования в нашей стране были полностью свернуты.
  В конце 20 – начале 21 века исследовательский интерес к феномену эйдетизма возобновляется. Всесторонне изучается история и предпосылки возникновения теории эйдетики, реализуются эксперименты, направленные на исследование смежных феноменов. Способность памяти запечатлевать, сохранять и воспроизводить сложные образы видится как метод развития творческих способностей, одаренности детей и требует глубокого, детального изучения.  
  В настоящее время эйдетика может представлять научный интерес, а также иметь практическую значимость при описании и объяснении развития и функционирования эйдетизма как специфического вида памяти, познавательной способности и свойства личности. 

                                           Список использованных источников

1. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. Т. 29. М., 1978.
2. Выготский Л.С. Эйдетика // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.Б. Михалевской. М.: Изд-во МГУ, 1975. С. 275–281.
3. Загоровский П.Л. Эйдетическая школа (Йенш) и проблемы детской психологии // Психология. 1929. Т. II. Вып. I. С. 83–92.
4. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.










Категория: Статьи автора | Добавил: Гульфия-Льюис
Просмотров: 2977 | Загрузок: 0 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 1
1 MARIA  
1
Очень интересно! Побольше бы таких статей!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Добро пожаловать!
Добрый совет!
Наши партнеры
  • Экологически чистые товары для дома и косметика

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz