Главная | Мой профиль | Выход | RSS                                                   Воскресенье, 28.04.2024, 15:17

ДЕТИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Меню сайта
Каталог файлов
Статьи автора [6]
В этом разделе представлены статьи и рабочие материалы специалиста по психологии раннего развития Льюис Г.Н.
ПСИХОЛОГИЯ [9]
В этом разделе представлены статьи и рабочие материалы по психологии
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Почитать-посмотреть!

Главная » Файлы » Психология » Статьи автора

Игры и упражнения
[ ] 26.04.2009, 22:31

                   Цели и задачи взрослого, занимающегося развитием и воспитанием ребенка

  Для чего нужен взрослый в окружении ребенка, совсем недавно пришедшего в этот мир? Взрослый – проводник в мире ребенка. Стрежень, опора, ориентир. Взрослый – первое, что малыш видит, появившись на свет. Процесс познания, социализации напрямую обусловлен тем окружением, в которое попадает ребенок. 
Воспитание – «питание» тем, что имеешь сам. Добрая мама, сильный папа имеют все шансы воспитать доброго, сильного ребенка. Ленивый, бездеятельный отец послужит примером приспособленческого отношения к жизни. Хотя возможны варианты. В любом случае, взрослый (мама, папа, няня, гувернантка), находящийся рядом с малышом в любой момент его развития оказывает непосредственное влияние. 
  Самой первостепенной и наиглавнейшей задачей воспитания, на наш взгляд, является сопровождение естественного развития ребенка, путем создания благоприятных, безопасных, наполненных любовью и умеренной заботой условий для гармоничного становления малыша. 
  Кроме того, существуют специфические, психологические и педагогические цели и задачи воспитательной работы, которые необходимо учитывать. 
  В психологической литературе существует понятие сензитивных периодов, в течение которых складываются оптимальные условия для развития тех или иных структур. Так, раннее детство сензитивно к усвоению речи.     В этот период происходит первоначальное знакомство со словом и его знаковой структурой. Именно в этот период благоприятно использование потешек, песенок, сказок, загадок в речи взрослого, обращенного к ребенку. Дошкольный возраст является этапом усвоения моральных норм и ценностей мира взрослых, развивается воля, произвольность действий, любознательность. В этот период должна сложится готовность к школьному обучению. В этот период можно начинать систематические развивающие занятия. Младший школьный возраст определяет внутреннюю позицию школьника, стремление к знаниям и самооценку ребенка, обусловленную отношениями со сверстниками и учителем. На данном этапе родителям и психологу необходимо отследить гармоничное развитие личностной и социальной сферы ребенка (сфера общения с учителем, сверстниками, уровень тревожности и развитие познавательных процессов).

                                    Игры-занятия с детьми раннего возраста (от 0-1 года)

  Этот возраст – когда малыш только появляется на свет и начинает адаптироваться в нем – по праву считается едва ли не самым важным (после периода внутриутробного развития) в жизни ребенка. В это время приоритетным, конечно, является общение и физический контакт с мамой. Именно она может обеспечить ребенку необходимый физиологический уход, психологический комфорт, чувство безопасности и близости, которые являются самыми важными составляющими для дальнейшего становления ребенка. Частое поглаживание, постоянный доступ к груди матери, нежность и ласковое общение матери с малышом – основа гармоничного когнитивного и физического развития младенца. 
  Кроме этого, основная задача воспитателя (родителя или человека заменяющего его) на данном этапе развития заключается в формировании умений, которые не могут появиться у ребенка без специального обучения. 
  Во время бодрствования с ребенком полезно проводить игры-занятия в манеже (от 2 до 8-9 мес.) или на полу, с 8-9 мес. – за столом (длительность каждого занятия не должна превышать 2-3 минуты). 
Рекомендуется: ступенчатое слежение глазами за медленно движущейся игрушкой, фиксирование взгляда на подвешенной игрушке; с малышом необходимо ласково разговаривать, улыбаться, развивать зрительно-моторную координацию рук, когда ребенок тянется к игрушке.
  Побуждать ребенка прислушиваться к определенным звукам (звон игрушки, колокольчика). Вызывать первые гортанные звуки. Побуждать находить взглядом привлекательные для ребенка предметы («Где часики?).
  Развивать предпосылки активной речи (повторение звуков, гуление, лепет). Знакомить с именами взрослых и других членов семьи, узнавать по голосу близких людей. 
  Упражнять в умении удерживать голову при укладывании на живот и в вертикальном положении. Развивать движения, подготавливающие к ползанию (2.5-3 мес. до 5-6 мес.). Стимулировать развитие рук, хватание предметов, самостоятельное ползание (к 9 мес.).  
  Можно организовать катание мячей по полу (к 9-10 мес.), игры с воздушными шарами, собирать кусочки ваты, бумаги, катать и передвигать игрушки, предлагать действия с предметами разного размера.
  Воспитывать дружелюбное отношение к другим детям, взрослым, отзывчивость, умение немного подождать пока взрослый не предложить действовать. Развивать умение слушать и понимать речь взрослого. Поощрять попытки действовать адекватно заданию, радоваться достигнутому результату. 
  В ходе любого занятия очень важно создавать нежную атмосферу партнерства с малышом, подбадривать его ласковыми словами, улыбкой, поглаживаниями и прекращать выполнение упражнения при первом выражении физического или психологического дискомфорта.
  • «Давай споем» 
(содействует развитию эмоционально-окрашенной речи, голосового аппарата)
  Взяв малыша на руки, пойте вместе с ним песенки, гласные звуки: А-О-У-Ы, потом слоги: БА-БО-БУ-БЫ. Через некоторое время вы заметите, что малыш повторяет за вами.
  • «Посмотри вокруг»
(содействует развитию зрительного аппарата, эмоционального общения со взрослым)
  Повесьте в детской несколько ярких картинок (лучше, если вы нарисуете их сами). Это может быть солнышко, домик, киска… По одному изображению на листе. Поднесите к ним ребенка (не очень близко) и укажите на рисунок: «Посмотри, это солнышко». Скоро малыш начнет узнавать изображение и агуканьем сообщать вам об этом. При этом можно спеть песенку или потешку про изображенный предмет. Дети очень быстро запоминают ритм речи. 
  • «Кружимся в танце»
(способствует развитию вестибулярного аппарата, координации движений и музыкальный слух)
  Танцевать с малышом на руках.


                           Игры-занятия с детьми раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

  В этот период режимные процессы (кормление, укладывание спать, сон, сбор на прогулку, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть времени бодрствования. Дети этого периода нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. 
  В этот период необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания: мыть руки перед едой, вытирать лицо после приема пищи салфеткой (как умеют). 
  Содействовать активному участию в сборах на прогулку и переодеваниях. К 1 году 7 месяцам приучать раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, валенки, расстегнутые туфли). Приучать к опрятности, аккуратности, красоте (особенно важно для девочек), учить бережно относиться к вещам. 
  Воспитывать элементарные навыки культуры поведения: садиться за стол с чистыми руками, не шуметь и не отвлекаться во время приема пищи, слушать взрослого.
  Развивать речевое общение, умение отвечать на вопросы «Что это?», «Что делает?». Расширять запас понимаемых слов, называть цвета предметов, размер, форму
  Создавать условия, побуждающие к двигательной активности. Учить ходить в прямом направлении.    Организовывать игры с мячом, катание, бросание вниз, вдаль. Игры с нанизыванием предметов, вкладывать предметы один в другой, собирать пирамидку, крышечки, колпачки; формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам. Побуждать использовать для игр сюжетные игрушки, конструктор «Лего». Играть в подвижные игры (прятки, догонялки, скатись с горки и т.д.). 

                           Игры-занятия с детьми раннего возраста ( от 2 до 3 лет)

  Продолжать работу по обогащению сенсорного опыта ребенка. Помогать обследовать предметы, выделяя их форму, цвет и т.д. 
  Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения по контуру при рисовании. 
  Вызывать интерес к лепке. Знакомить с различными материалами – глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине (раскатывать кусочки глины, лепить несложные формы). 
  Поддерживать желание конструировать из различных предметов (кубиков, коробочек). В летнее время знакомить с природным материалом (желуди, камушки, песок, вода).
  Обучать навыкам сюжетно-ролевой игры: учить выполнять несколько игровых действий с одним предметом, подбирать игрушки для игры (дочки-матери, кто в гости пришел, где живет). 
  Проводить дидактические игры (чего не стало, что появилось, узнай по звуку, легкий - тяжелый, теплый – холодный). Развивать мелкую моторику (игры с пуговицами, шнуровкой).



                               Игры-занятия с детьми раннего возраста (от 4 до 5 лет)

  В этом возрасте ведущим видом деятельности для ребенка является игра, поэтому необходимо обогащать репертуар игр ребенка, в том числе и совместных игр с ребенком: обогащать содержание сюжетно-ролевых игр (в магазин, кафе, театр, школа), подготавливать и проводить вместе несложные театрализованные представления («Курочка Ряба», «Репка). 
  Продолжать развивать двигательную активность, приучать к самостоятельному выполнению правил в игре. 
Рекомендуется совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения (игры: «определи на ощупь», «по вкусу», «по звучанию, «что пропало»). Играть в настольные игры (желательно в нарисованные родителями совместно с ребенком). 
  Продолжать знакомить с явлениями и предметами окружающей действительности, праздниками, профессиями, семейными традициями. Создавать обстановку эмоционального благополучия, проводить минуты релаксации под музыку, слушать тишину. 
  Прогулки с родителями и другими членами семьи в парке, лесу или городе, созерцание красивых природных явлений, тематические беседы (об осени, какие изменения происходят в природе) не только развивает ребенка, но и сплачивает семью, позволяет малышу развиваться и чувствовать заинтересованность и поддержку взрослого. 
 - «Угадай по звуку»
 Для этой игры необходимо отобрать несколько (5-6) предметов, уже знакомых и незнакомых для ребенка – например, карандаш, монетки, кубик, любимая игрушка и т.д. Ребенок закрывает глаза, а взрослый невысоко подбрасывает предмет на твердую поверхность (стол, пол). По звуку ребенок должен угадать, что это было. Если ребенок затрудняется ответить, нужно дать ему предмет в руки для угадывания путем ощупывания игрушки.
 -  «Что пропало»
 На стол выставляются выбранные ребенком игрушки (3-4-5 штук), малыш запоминает расположение предметов и закрывает глаза. Взрослый убирает одну (две) игрушки, а малыш должен угадать, какая игрушка исчезла. Если ребенок затрудняется ответить, можно дать ему предмет для ощупывания. Можно разнообразить игру, просто меняя местами предметы не предупреждая ребенка.
 -  «Пальчиковая гимнастика»
 Для развития мелкой моторики и памяти полезно разучивать стихотворения пальчиковой гимнастики. 

    Апельсин:
«Мы делили апельсин, много нас, (растопырить пальцы
 а он – один, правой руки, поднять 
  указательный палец левой руки)
Эта долька для ежа,  
Эта долька для чижа, (поднять средний палец левой руки)  
Эта долька для утят, (поднять безымянный палец левой руки)  
Эта долька для котят, (поднять мизинец левой руки) 
Эта долька для бобра, (поднять большой палец левой руки)  
А для волка – кожура! (растопырить пальцы обеих рук, повертеть 
  открытыми ладошками)  
Он сердит на нас – беда…. (сделать пасть из двух ладошек, пощелкать)
Разбегайтесь кто куда!... (пальчиками побежали по столу, по коленкам)  
Капуста:
 Мы капусту рубим-рубим.
Мы морковку трем-трем. 
Мы капусту солим – солим.
Мы капусту жмем-жмем.
Ролевые игры
  «Семья»
Очень важно обогащать опыт ребенка через ролевые игры, в которых вы и ребенок, а также игрушки принимают на себя зарактерные роли и действуют в соответствии с ними. Например, играя в семью, необходимо сначала вам взять на себя роль кого-то из взрослых членов семьи, а потом дать возможность поучаствовать и ребенку. Но будьте осторожны – какой образ заложите в сознании малыша, такой он и будет воспроисходить в дальнейшем.
  «Магазин»
Игра в «Магазин» подразумевает следующие роли – продавец, покупатели, возможны дополнительные роли – сторож, охранник, продаваемая игрушка и т.д. Здесь особое внимание необходимо уделить правилам общественного взаимодействия, приветствия, вежливого прощания, умение распоряжатся наличными деньгами и выходить из конфликтых ситуаций.  
 После проигрывания различных ситуаций дома, нужно дать возможность ребенку самому поучаствовать в покупке в магазине сначала вместе в вами, а потом и самостоятельно. 
В любой ролевой игре главным является соблюдение взятых на себя ролевых обязанностей и заранее установленных правил взаимодействия.

                       Игры-занятия с детьми дошкольного возраста (от 5 до 6,7 лет)

  В этом возрасте у ребенка просыпается самостоятельный интерес к художественной деятельности. В этот период необходимо продолжать знакомить детей с цветами, учить различать насыщенность цветов в рисунке; развивать чувство формы, пропорций в изобразительной деятельности; знакомить с декоративно – прикладным искусством народов России. Декоративная лепка, аппликации из различных материалов, рисование пальцами, на ткани, на заданную тематику.
  Продолжать формировать правильную осанку, уверенные движения, поощрять двигательную активность. Практиковать катание на санках, ходьбу на лыжах, катание на велосипеде и самокате, играть в подвижные игры (городки, элементы баскетбола, футбола, хоккея). 
  Обучать навыкам выращивания и ухода за ростом зеленых растений (прорастите вместе с ребенком зерна пшеницы, фасоли, гороха, пересадите в горшочек и наблюдайте за развитием). Учить умению украшать изделия из соленого теста, пластической пасты, глины; выполнять аппликации из бархатной бумаги и других материалов.
  Формировать желание действовать с различными дидактическими играми и игрушками (народными, настольными, электронными, компьютерными и т.д.).
  Воспитывать творчество и самостоятельность, дружелюбие и дисциплинированность. 

 - «Муравьиная страна»
(развитие воображения, творческого мышления, речи, сплочение группы)
  Игра проводится вместе с одним-несколькими взрослыми, можно играть всей семьей, если у вас несколько детей. В непринужденной обстановке (сидя на полу, лежа на ковре) представьте себе, что вы попали в Муравьиную страну. Ее жители – такие же как мы труженики, фантазеры, лентяи и т.д. Каждый может примерить на себя ту или иную роль. Представьте себе – во что одеваются жители этой страны, из чего у каждого построен домик, какие отношения у них в семье, есть ли у них друзья, что их волнует и чего они боятся. Сходите друг к другу в гости, поделитесь мыслями и мечтами.. Нарисуйте эту страну все вместе на одном большом листе бумаги, пусть каждый даст имя своему герою. 


 - «Точные движения»
(развитие макро- и микромоторики, наблюдательности и пространственного мышления и памяти)
  В эту игру должны по очереди играть взрослый и ребенок, меняясь ролями. На столе раскладываются выбранные ребенком игрушки, расположение предметов запоминается, далее игрок закрывает глаза. Ведущий называет предмет, а игрок должен коснуться одной рукой (дайте ребенку самому выбрать ведущую руку) до названного предмета, не задев другие. 
  Начните с небольшого количества игрушек, постепенно усложняя задачу.

 - «Шумящие коробочки»
(развитие слухового и тактильного восприятия, )
  В коробочки из-под фотопленки или Киндер Сюрпризов, в спиченные коробки раскладываются зерна фасоли, риса, гороха, овса, гречки, манная крупа и т.д. Каждой коробочке должна быть пара. Затем они перемешиваются между собой и ребенок по звуку должен найти коробочку-сестренку. Содержимое можно периодически менять.

 - «Вордбол»
(развитие речи, наблюдательности, интереса к оружающему миру)
  Семья делится на две команды, кажая из которых должна подобрать как можно больше слов на тему «Ягоды-фрукты», «Живая природа-неживая природа», «Зимняя одежда-летняя одежда» и т.д.

 - «Воздушный гимнаст»
(развитие вестибулярного аппарата, уверенности в себе)
  На полу ложится веревка, канатик по которому ребенку нужно пройти как можно точнее, не упав и не заступив за отведенные границы. Для очень маленьких детей можно положить 2 веревки на небольшом расстоянии друг от друга.

 - «Срисуй правильно»
(развитие умения следовать образцу, внимания)
  На листе бумаги формата А4, А3 рисуется какой-нибудь предмет – домик, дерево, машина, просто абстрактная фигура, буквы – и просят ребенка нарисовать у себя на листе точно такую же фигуру. После выполнения задания ребенка обязательно хвалят за работу.

 - «Найди противоположность»
(развитие понятийного мышления, внимания)
  Ребенку называют слово и просят найти противоположное по значению. Взрослый должен предложить вначале несколько примеров.
Низкий-высокий
Узкий-широкий
Веселый-грустный
Сладкий-горький (соленый, кислый)
Большой-маленький
Хороший-плохой
Рассвет-закат
Тепло-холодно
Темно-светло
Осень-весна
Зима-лето

 - «Создание фотоальбома»
(развитие умения идентифицировать свои и чужие эмоции, развитие внимательного отношения к себе и другим людям, развитие самооценки)
  Для этого упражнения нужно выбрать вместе с ребенком несколько фотографий из семейных альбомов, а лучше – сфотографировать ребенка специально в различных ситуациях накануне – на тему «Я веселый», «Я грустный», «Мне одиноко», « Я злой», «Я самый красивый», «Я самый необычный», «Мой самый счатливый день» и т.д. Позвольте ребенку принять активное участие в выборе тем. Затем приклейте фото в отдельный альбом для рисования.
  Это упражнение позволит вашему ребенку многое осознать в своем поведении,а вам – многое узнать о своем ребенке. Главное условие – любые эмоции должны приниматься. Не осуждайте ребенка за те поступки, которые вам не нравятся и за проявление негативных эмоций («ты здесь очень злой, так нельзя себя вести!»).

                                              Воспитание семейных традиций 
  Развитие семейных традиций, включение родителей и ближайших родственников в воспитательный и образовательный процессы является залогом формирования гармоничного представления о полноценной, здоровой, крепкой семье, в которой малыша любят и принимают. 

  При организации развивающей досуговой деятельности с ребенком можно использовать следующие приемы и техники:
  1. создание вместе с ребенком домашней газеты, где будут принимать участие как дети, так и старшие члены семьи. Придумайте вместе с ребенком для нее название, пусть он принимает активное участие в оформлении газеты, а вы подбирайте интересный материал к ней, например, можно организовать рубрики «Добрые новости», «По секрету всему свету», «Картинная галерея» и т.д. А если ребенок уже достаточно взрослый, можно поручить ему собрать материал для статьи на любую тему, интересующую ребенка. 
  2. организация тематической выставки (например, «Осень золотая»), где экспонатами будут разнообразные рисунки и поделки ребенка. Ее можно разместить в комнате малыша или гостиной, где все гости смогут ей любоваться. Убирать рисунки следует по желанию самого ребенка.
  3. приглашение на домашний спектакль, поставленный с участием ребенка и взрослого. Причем, билеты, герои представления выполняются самим ребенком с помощью взрослого.
  4. можно вместе с ребенком писать нежные, ласковые записочки с признаниями в любви, комплиментами и класть в карман, сумку, под подушку членам семьи. Это не только сплачивает семью, но и развивает нежное, внимательное отношение к другим людям, позволяет выразить свои чувства и эмоции застенчивым детям.
  5. приклеивание рисунков на холодильник магнитиками. У ребенка обязательно должно быть пространство для творчества, где он может свободно выражать себя и знать, что его работу заметят.
  6. выход на природу, в поход, на пикник вместе с ребенком всей семьей, если это возможно. Например, чтобы отметить «Праздник первого снега» или «День весенней капели», «Шашлычный выходной». 
  7. проведение чаепитий, дней добрых дел, дней чтения Волшебных сказок в семье. 
  8. организация и проведение семейных праздников, подготовка подарков (рисунков, поделок) членам семьи. 

  Все эти мероприятия, конечно, занимают определенное время на подготовку и проведение, но, поверьте, результат того стоит. Ребенок на всю жизнь запомнит семейные традиции и обычаи и будет передавать их своим детям.
Льюис Г.Н. Россия, Ульяновск, 2008


Категория: Статьи автора | Добавил: Гульфия-Льюис
Просмотров: 1839 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Добро пожаловать!
Добрый совет!
Наши партнеры
  • Экологически чистые товары для дома и косметика

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz