Главная | Мой профиль | Выход | RSS                                                   Воскресенье, 28.04.2024, 07:56

ДЕТИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Меню сайта
Каталог файлов
Статьи автора [6]
В этом разделе представлены статьи и рабочие материалы специалиста по психологии раннего развития Льюис Г.Н.
ПСИХОЛОГИЯ [9]
В этом разделе представлены статьи и рабочие материалы по психологии
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Почитать-посмотреть!

Главная » Файлы » Психология » Статьи автора

Возрастные особенности психического развития детей
[ ] 01.05.2009, 23:38


  Возрастная группа от 3 до 4 лет
  В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
  Главной особенностью игры становится ее условность: выполнение одних действий с одними предметами их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями; сюжет неразвернутый, преобладание одной-двух ролей. Продолжительность игры небольшая. Игры с правилами в этом возрасте начинают формироваться.
  Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
  Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
  Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
  Конструктивная деятельность в младшем школьном возрасте ограничивается возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
  В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам восприятия. К концу четвертого года жизни дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до семи и более цветов; способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве дома, двора.
  Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов, отрывки из любимых литературных произведений.
  Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны устанавливать некоторые связи и отношения между предметами.
  В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают заместителями других.
  Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Они ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.
  Начинает развиваться самооценка, которая во многом зависит от оценки воспитателя. Складывается соподчинение мотивов, развивается половая идентификация, что выражается в выборе игрушек и сюжетов для игр.
  Возрастная группа от 4 до 5 лет
  В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают определять себя от принятой роли. В процессе игры могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради их самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
  Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
  Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
  Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие школьники, удерживают равновесие, перешагивает через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
  К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной объект. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм составлять сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: помнят задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
  Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию наблюдателя и во внутреннем плане совершать мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить 3 черных кружка и 5 белых из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белы или бумажных?», ответ будет таким же – белых больше.
  Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
  Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течении 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти несложное условие при выполнении каких-либо действий.
  В этом возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством.
  Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за рамки конкретной ситуации, в которой находится ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.
  Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, что выражается в предпочтении одних детей другим в процессе игры. В группах начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность.
  У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого. Чрезвычайно важной становится похвала. Формируется повышенная обидчивость как возрастной феномен.
  Возрастная группа от 5 до 6 лет
  Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой речи. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них все более привлекательными. При распределении ролей могут возникать конфликты. Наблюдается организация игрового пространства, деление его на «центр и «периферию». Действия детей в игре становятся разнообразными.
  Развивается изобразительная деятельность детей. Этот возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер: достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты. Изображения человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
  Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора.
  Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (до 6 сгибаний). Совершенствуется конструирование из природного материала.
  Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные формы и оттенки: прямоугольники, овалы, треугольники. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию – убыванию.
  Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения предметов, если сталкиваются с несоответветствием формы и их пространственного расположения. Вспомним феномен Ж.Пиаже о длине извилистой и прямой дорожек. Если расстояние (измеряемое по прямой) между начальной и конечной точками больше длинной, извилистой дорожки меньше расстояния между начальной и конечной точкой прямой дорожки, то прямая дорожка воспринимается как более длинная. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе знаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений).
  Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при проведении специальной работы по его активизации.
  Продолжают развиваться настойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
  Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно произносить свистящие, шипящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, повседневной жизни. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика, используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

  Льюис Г.Н. Россия, Ульяновск, 2008г.

Категория: Статьи автора | Добавил: Гульфия-Льюис
Просмотров: 2253 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Добро пожаловать!
Добрый совет!
Наши партнеры
  • Экологически чистые товары для дома и косметика

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz