"Не бойся сказки, бойся лжи, А сказка, сказка не обманет, Тихонько сказку расскажи, На свете правды больше станет... " Т.Александрова, мультфильм "Домовенок Кузя", 1985г. - - Представьте ребенка без сказки...По-моему,это не просто невозможно,это как-то неестественно и странно!Сказки необходимы ребенку почти как воздух. Что бы детки делали без своих любимых персонажей, волшебных образов,без этого удивителього мира? Интересно, что сказки помогают малышам открыть многие секреты нашего мира,ввести их в его сложную систему отношений и событий. У каждого ребенка есть свои любимые истории и персонажи. Исходя из своих интересов и предпочтений,а так же опираясь на свой личный опыт,ребенок выбирает сказку,способную удовлетворить его потребностям "здесь и сейчас".У ребенка может быть даже определенный "набор" любимых сказок или стихотворений, и в этом выборе не последнее место занимают ценности и представления, прививаемые ребенку его родителями. Они со временем преобразуются и развиваются, растет и развивается ребенок, вместе с этим "растут" и сказки:для самых маленьких истории имеют незатейливый сюжет и учат простым и понятным вещам, деткам постарше становятся интересными иные сказки:многообразие образов,отношений,в которых раскрываются характерные черты персонажей,даются ответы на интерсущие вопросы. Сама сказка несет в себе ценности той культуры, в которой воспитывается ребенок. А если мы говорим о культуре,то нельзя забыть о народе, который веками складывал былины, сказы, небылицы, потешки, пословицы и поговорки.Все это продукт деятельности и знаний, опыта и мудрости народа. Многие писатели, в том числе и вышедшие из народа, запечатлели на бумаге и явили нашему взору сказки, веками передаваемые из уст в уста нашими предками. А также на основе народного творчества сочиняли свои собственные, но народные по своей сути сказки ("Сказки..." А.С.Пушкина,"Конек-горбунок" П.П.Ершова,сказки В.Сутеева,П.П.Бажова,стихи для детей М.Ю.Лермонова,В.Жуковского...) В них есть все:душевность,теплота,отражение человечкиских отношений и чувств, жизненных ценностей, волшебство и реализм. Народные сказки показывают пример взаимопомощи ("Репка"), смекалки ("Маша и медведь"), храбрости и смелости ("Заюшкина избушка"), учат сотрудничать и беречь друг друга ("Теремок"), трудиться и не поддаваться лени (украинская народная сказка "Колосок"), помогают не падать духом ("Курочка Ряба"), советуют слушаться старших ("Козлятки и волк")... Сказки, в большой степени, способны влиять на развитие познавательной сферы ребенка. Что, как не сказка, с любовью рассказанная ребенку его родителем, побуждает его мыслить, запоминать, концентрировать внимание на чем-либо важном и интересном для него, а впоследствии - и воспроизводить сюжеты сказок и даже придумывать свои повороты событий. Тема создания детьми своих собственных сказок и историй - особенная. Придумывая новые сожетные линии или концовки в уже известных сказках или свои истории с участием любимых персонажей, ребенок фантазирует, тренирует мышление, память, развивает воображение. В силу своих еще "маленьких" возможностей и недостатка знаний и жизненного опыта ребенок объясняет происходящее вокруг с помощью волшебства сказки. Как мало он еще знает об этом мире и как сильно он им очарован! Где тут не поверить в сказку и не полюбить ее? Она дает ответы на многие вопросы, постоянно возникающие в голове ребенка, помогает ему ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей, интерпретировать события и поступки людей, с помощью своих ярких образов - открыть мир, разнообразный и меняющийся по своей природе! А какими эмоциями сопровождается чтение сказки! На основе переживаний, которые вызываются ее событиями, ребенок учится выражать свое отношение к происходящему,а мы, родители, имеем прекрасную возможноть увидеть, ЧТО волнует нашего ребенка, КАКОВА его внутренняя личная тайна, ЧТО для него сокровенно. Переживание всегда носит личностный характер и поэтому очень тесно связано с "Я" ребенка. Внимательный родитель всегда сможет воспользоваться такими моментами,чтобы понять своего ребенка и наладить с ним эмоционально-теплый и духовный контакт.
Мария Богатнова, Ульяновск, 2009г. отредактировано Льюис Г.Н.
|